Федеральная таможенная служба Российской Федерации

Автоматизированная система формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ

При реализации таможенными органами Российской Федерации функций обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, ежегодно осуществляется контроль нескольких десятков миллионов разрешительных документов, представленных в ходе таможенного контроля. С каждым годом количество контролируемых документов существенно увеличивается.

Сведения разрешительных документов в ФТС России поступают из множества федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в рамках двусторонних соглашений, заключенных между ФТС России и ведомствами.

Обеспечивая процессы получения и разрозненного накопления сведений разрешительных документов, ФТС России испытывала необходимость в консолидированном хранении сведений разрешительных документов с целью их использования при свершении таможенных операций в рамках любой из таможенных процедур с учетом контроля непревышения количественных квот на товары при проведении участниками внешнеэкономической деятельности экспортных/импортных операций.

В 2010 году была разработана автоматизированная система формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов (АС «БД РД»), обеспечивающая формирование и ведение единой унифицированной базы данных разрешительных документов, а также предоставляющая возможность использования содержащейся в ней информации при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля.

В 2012 году в условиях развивающегося межведомственного информационного взаимодействия была создана предпосылка для обеспечения возможности получения ФТС России сведений разрешительных документов непосредственно от ФОИВ в рамках информационного обмена через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в соответствии с требованиями согласованных ведомствами технологических карт.

проект

АС «БД РД»

заказчик

Федеральная таможенная служба Российской Федерации

ТЕХНОЛОГИИ
  • СУБД Oracle Server Enterprise Edition 11g
  • Oracle Application Server
  • IBM Web Sphere MQ

Целью проведения модернизации АС «БД РД» являлось обеспечение:

  • возможности получения сведений разрешительных документов из ФОИВ посредством информационного взаимодействия с ведомствами через СМЭВ;
  • возможности регистрации оригинала лицензии в таможенных органах;
  • возможности внесения сведений разрешительных документов в минимальном составе сведений;
  • возможности внесения должностными лицами таможенных органов сведений разрешительных документов, отсутствующих в АС «БД РД», но применявшихся в ходе проведения таможенного контроля;
  • расширения состава формируемой аналитической и статистической отчетности по процессам формирования и использования сведений базы данных разрешительных документов.
ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В ходе проекта специалистами ЛайфИТ помимо разработки централизованной архитектуры АС «БД РД» совместно с экспертами Государственного заказчика были проведены работы, направленные на формирование и выработку методических аспектов использования сведений разрешительных документов, хранящихся в АС «БД РД», которые были изложены в соответствующем проекте инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов.

Специалисты ЛайфИТ в рамках выполняемых работ по модернизации АС «БД РД» приняли непосредственное участие в выработке технологии информационного взаимодействия, обеспечивающего прием, обработку, ведение и использование сведений разрешительных документов, получаемых от ФОИВ как в регламентном режиме, так и в режиме времени, близком к реальному. Технологические аспекты информационного взаимодействия были зафиксированы в соответствующей спецификации интерфейса информационного взаимодействия.

В результате выполнения работ были достигнуты все поставленные цели и решены соответствующие задачи проекта. Была обеспечена возможность запроса и обработки сведений разрешительных документов непосредственно у того ведомства, которое выдает тот или иной разрешительный документ, что, в свою очередь, повысило оперативность получения достоверных сведений в ходе проведения таможенного контроля, в том числе в пограничных пунктах пропуска. Обеспечена возможность обработки и хранения в унифицированной базе данных сведений более 40 типов разрешительных документов, выдаваемых более чем 30 ФОИВ.

Внедрение в эксплуатацию в таможенных органах модернизированной версии АС «БД РД» позволило централизовать все потоки обработки сведений по разрешительным документам на федеральном уровне и снизить трафик между центральным и региональными узлами системы в части процессов синхронизации данных разрешительных документов.

В результате модернизации обеспечена возможность контроля квот товаров по дополнительным единица измерения, включая контроль товаров по приложениям лицензий ФСТЭК.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПОДХОДЫ

Для решения поставленных задач в рамках проекта были использованы:

СУБД Oracle Enterprise Edition 11g

для обработки и хранения сведений разрешительных документов

IBM Web Sphere MQ

для обеспечения гарантированной доставки электронных документов в формате XML при информационном обмене в рамках взаимодействия с другими автоматизированными системами посредством транспортной-технологической подсистемы ЕАИС таможенных органов

Oracle Application Server

для реализации возможности формирования аналитической отчётности, а также обеспечения информационного взаимодействия АС «БД РД» с автоматизированными системами Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов при обработке и использовании сведений разрешительных документов

Остались вопросы?

Если вы хотите узнать больше информации о проекте, оставьте нам контактные данные и мы свяжемся с вами.